Лермонтов завещание главная мысль

Стихотворение Лермонтова «Бородино» для читательского дневника

Героизм простых русских солдат, сражающихся с наполеоновской армией, воспевается в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». В читательском дневнике учащимся 5 класса необходимо записать краткое содержание произведения, охарактеризовать главных героев, композиционные и языковые особенности шедевра. Ребята с удовольствием изучают стихотворение, ведь эта битва с французами красной нитью вошла в российскую историю.

Тема стихотворения

Михаил Юрьевич представлял поколение, не видевшее сражений с Наполеоном, но он узнавал о них от очевидцев. В 30-е годы XIX века горячо обсуждались те военные события. Когда Михаилу исполнилось 16 лет, он написал стихотворение «Бородинское поле», ставшее основой для хрестоматийного творения Лермонтова «Бородино». Краткое содержание баллады отображает богатую историю этого сражения.

В 1837 году в Российской империи праздновалось 25-летие победы в войне с французами. В храмах звучали молитвы о погибших, а в Москве была заложена церковь в память о великом подвиге россиян. Торжественную атмосферу решил подхватить и Лермонтов.

Поэта окружало много людей, переживших Бородинскую битву. От них он собирал воспоминания о победоносном сражении. Позже Михаил стал офицером Гусарского полка, где тоже было много участников войны. На основе многочисленных рассказов он собрал благодатную почву для стиха. В нём поэт обращается к истории своей родины.

Главные персонажи

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, используются местоимения «я» и «мы». Всего присутствуют два героя:

  1. Рассказчик. Ветеран Бородинской битвы в лице старого отважного солдата. Это мудрый и добрый мужчина.
  2. Слушатель. Представлен молодым человеком, который интересуется подробностями Бородинского сражения. Он приходится племянником старому солдату.

Сюжетная линия

Молодой человек узнаёт у своего дяди о военных делах 1812 года. Тот прошёл всю войну с французами от первого дня до последнего. Ветеран затрагивает самое значимое происшествие войны — сражение под селением Бородино.

Старослужащий не скрывает своего восхищения отважными русскими воинами, называя их «богатырями». Он прославляет своё поколение, которое хлебнуло много горестей во время войны. Нынешнее поколение герой немного презирает. Солдат вспоминает своих друзей, которые не вернулись после тяжёлых боёв.

Когда главнокомандующий дал приказ русскому войску отступать, бойцы стали возмущаться. Они были решительно настроены победить неприятеля, посягнувшего на их родные земли. Потом солдаты узнают об изменении планов и выборе места для столкновения сил.

Возле деревни двое суток тянулись жестокие бои, противник имел превосходство в оружии и человеческой силе. На третий день сражения всё изменилось — русской армии удалось нанести победный удар по наполеоновскому войску.

К сожалению, радость успеха омрачили большие потери. Те, кто остался в живых, испытали всю горечь утраты, похоронив погибших друзей. Вместе с тяжёлыми воспоминаниями у старого вояки проявляется гордость за русский народ, выстоявший в этой битве и заставивший неприятеля уйти с родных земель. Вот так кратко можно передать сюжет стихотворения.

План пересказа

Чтобы легче было написать мини-сочинение или подготовить сообщение по произведению, желательно составить подробный план. Он может выглядеть следующим образом:

  1. Прославление воином героев Бородинской битвы.
  2. Командир дал приказ отступать.
  3. Возмущение служивых.
  4. Ночь перед сражением.
  5. Длительный бой.
  6. Противник ликует.
  7. Решающая схватка.
  8. Отступление французов.
  9. Почести погибшим солдатам.
  10. Надежда на русское войско.

Композиционные особенности

Стихотворение начинает строфа в виде обращения к старому вояке: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят, ещё какие!». За этим коротким вступлением следует основная часть, в которой рассказчик говорит о Бородинской битве.

Рассказ солдата построен кольцевым методом. Сначала он искренне восхищается воинами, затем подробно описывает военные события, а в конце опять переходит к восхвалению русского войска: «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: Богатыри — не вы!».

Средства художественной выразительности

Весь сюжет построен на диалоге. Разговаривает представитель уходящего славного поколения со сменяющим его потомком. Воин беспокоится о безопасности Отечества. Образ рассказчика Лермонтов рисует с помощью просторечных слов и выражений: «что толку в этакой безделке», «мусью», «тут как тут», «ушки на макушке». Просторечный словарь создаёт истинно народный облик солдата.

Низкие выражения в произведении сменяются высоким стилем: «сверкнув очами», «ликовал», «на поле бранной сечи ночная пала тень». Также автор использует риторические восклицания для большей торжественности, сравнения. В кульминации стихотворения появились олицетворения: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «картечь визжала».

Громадный масштаб событий показывает Лермонтов с помощью гиперболы: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Отвагу русской армии автор подчёркивает эпитетами: «наш рукопашный бой», «русский бой удалый».

Идея произведения

Утверждение мощи русской армии — главная мысль «Бородино». В стихотворении восхваляется сила родного народа, являющего истинным вершителем истории. Лермонтов доказывает, что в войне 1812 года победителями были простые солдаты, объединившиеся для защиты Родины, а не высокопоставленные лица. Это шедевр о мужестве и героизме русских воинов. Баллада Михаила Юрьевича учит патриотизму, любви к родной земле. Потомки должны помнить своих героических предков.

Отзывы читателей

Многим читателям понравилась героическая баллада Лермонтова. Они оставляют о ней благодарные отзывы и пишут рецензии.

Источник: https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/stihotvorenie-lermontova-borodino.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
ЮРИСТ ВЯЗЕМЫ