Действует исключительное право на фирменное наименование

Фирменное наименование как объект исключительного авторского права

Фирменное наименование (ФН) – лицо субъекта хозяйствования, служащее средством индивидуализации в правоотношениях с другими юридическими и физическими лицами. Именно оно значится на вывесках, бланках, счетах, рекламе, продукции и иных способах обособления в торговом и документарном обороте, взаимодействии с потребителями товаров и услуг. Уместно провести аналогию по значимости между фирменным наименованием юридического лица и именем человека в паспорте. Во избежание случайностей и намеренных злоупотреблений каждому юридическому лицу надлежит и зарегистрировать уникальное имя, после чего возникает исключительное право на фирменное наименование.

Момент возникновения исключительного права на ФН

Моментом возникновения права становится дата регистрации организации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При регистрации первой указывают организационно-правовую форму (ООО, ЗАО или иные варианты), размещая ее непосредственно перед наименованием фирмы. Также при регистрации разрешается указание на род деятельности предприятия, отрасль, специфику, фактическое местонахождение. Слова или словосочетания, передающие дополнительную информацию, располагают после организационно-правовой формы, но перед ФН. В названии не допускается размещать:

  • Имя собственное, то есть название полностью тождественное географическому объекту;
  • Названия государственных, муниципальных ведомств и учреждений;
  • Наименования международных коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Имена общественных объединений

Юридическое лицо вправе прописать в учредительных документах и сокращенное фирменное наименование. Данные об этом фиксируются в ЕГРЮЛ.
Регистрация двух юридических лиц с идентичными наименованиями возможна при условии осуществления ими разных видов деятельности.

Отличие фирменного наименования от товарного знака (торговой марки)

Фирменное наименование — это фундаментальная основа при создании юридического лица и его оформлении как организации. Регистрация без ФН попросту не возможна, так как регистратор посчитает информацию предоставленной не в полном объеме и вынужден будет вернуть пакет документов для устранения несоответствия требованиям подачи заявления. Товарный знак используется для обособления продукции субъекта хозяйствования от конкурирующих аналогов и дополняет наименование фирмы.

После его регистрации юридическое лицо имеет право:

  • Обращаться в антимонопольный комитет, патентное ведомство, арбитражный суд с требованиями о запрете использования товарного знака неправомочными лицами;
  • Отчуждать товарный знак, передавать его по наследству, сдавать в пользование, получать иные финансовые выгоды от распоряжения;
  • Блокировать противоправную маркировку, путем внесения в таможенный реестр данных о товарном знаке;
  • Требовать возмещение убытков от незаконного использования правонарушителями

Срок действия права на товарный знак составляет 10 лет, в отличие от бессрочного права на ФН.

Нарушение исключительного права на коммерческое наименование

Субъект хозяйствования, осуществляя коммерческую деятельность, часто сталкивается с недобросовестными действиями со стороны конкурентов. Они выражаются в намеренном копировании фирменного наименования. По сути, фирма-конкурент становится неотличимой от законного правообладателя и получает экономические выгоды, пользуясь сформированной положительной ролью и деловой репутацией другого юридического лица.

Применение права на досудебную или судебную защиту предусмотрено, если одновременно соблюдены условия:

  • Конкурент использует точно такое же фирменное наименование либо похожее до степени смешения;
  • Деятельность конфликтующих сторон осуществляется в том же секторе экономике, отрасли, рынке;
  • Запись о внесении в ЕГРЮЛ фирменного наименования зафиксирована ранее, чем у конкурента

Принятие решения о схожести ФН наименования до степени смешения не имеет четко обозначенных критериев и рассматривается в каждом случае отдельно. Суд принимает во внимание общее впечатление, создающееся у потребителя или иных лиц. Кроме того, активно применяется презумпция добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений.

В каких случаях юридическое лицо теряет исключительное право на ФН?

Исключительное право на фирменное наименование – действует бессрочно. Юридическое лицо, зарегистрировавшее в установленном законом порядке ФН, считается его правообладателем и обладает неограниченным правом использования в своей деятельности. Прекращение исключительного права происходит:

  • В момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при завершении процедуры ликвидации;
  • При добровольном отказе субъекта от использования наименования;
  • Вступившим в силу решением суда, признавшим использование ФН незаконным или нарушающим прав и законные интересы других лиц;
  • В случае смены организационно-правовой формы при проведении реорганизации

Добровольное прекращение деятельности субъекта хозяйствования при достижении цели либо истечению срока, установленных учредительными документами юридического лица, также влекут за собой потерю исключительного права на ФН. Завершение процедуры банкротства в виде изъятия сведений из ЕГРЮЛ влечет за собой потерю права на фирменное наименование.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/isklyuchitelnoe-pravo-na-firmennoe-naimenovanie/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
ЮРИСТ ВЯЗЕМЫ