Положение о детском доме

Положение о доме семейного типа

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 1998 года N 159 ПОЛОЖЕНИЕ о семейных детских домах (приемных семьях) Семейный детский дом является новой формой воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Основная цель создания семейного детского дома — обеспечить индивидуальный подход к ребенку, дать образцы и навыки общения в социуме, максимально приблизив для этого условия жизни и воспитания детей оставшихся без родителей, к семейным, создав атмосферу тепла, уюта, родительской заботы о детях, подготовив воспитанников к полноправной самостоятельности жизни и труду. Воспитание детей, лишенных попечения родителей, в семейном детском доме помогает им быть готовыми принять ответственность за себя и своих детей, наиболее безболезненно пройти социализацию. Сеть семейных детских домов — это государственная система, позволяющая отслеживать изменение социально-психологических условий жизни, апробировать и внедрять различные пути социализации и реабилитации детей, оставшихся без родителей, тем самым активно следовать государственной социальной политике. I. Общие положения 1. Семейный детский дом (приемная семья) образуется по желанию граждан (супругов или отдельного лица), которые добровольно берут для воспитания и совместного проживания в семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти граждане именуются далее «родителями-воспитателями». 2. Республиканская комиссия Детского фонда и Министерства образования,науки и культуры Кыргызской Республики с участием органов опеки и попечительства на основе заявления лиц, изъявивших желание принять детей на воспитание в семью, изучает будущих родителей- воспитателей, их жилищно-бытовые условия и дает рекомендации местной государственной администрации на создание семейного детского дома. 3. На основании решения районной (городской) государственной администрации об образовании семейного детского дома (приемной семьи) между родителями-воспитателями и районным (городским) отделом управления образования заключается договор по форме согласно приложению 1, в котором определяются взаимные права и обязанности. При составлении договора по организации деятельности семейного детского дома (приемной семьи) стороны руководствуются настоящим Положением и другими нормативными документами органов государственного управления по вопросам содержания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При нарушении договора каждая из сторон вправе обратиться в суд. 4. В семейный детский дом (приемную семью) может быть взято на воспитание от 5 до 10 детей в возрасте до 16 лет. При этом общее число детей, включая родных, усыновленных и подопечных, не должно превышать 12 человек. 5. Комплектование семейного детского дома (приемной семьи) проходит постепенно, в течение одного года, под контролем органов опеки и попечительства отделов образования районов или городов, Республиканского Детского фонда. В течение всего периода комплектования семейного детского дома родителям-воспитателям выплачивается заработная плата в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики, независимо от числа детей. 6. Органы образования оказывают родителям-воспитателям методическую помощь в воспитании детей, постоянно консультируют их по психолого-педагогическим вопросам. 7. Органы здравоохранения обеспечивают во всех лечебно- профилактических учреждениях первоочередное оказание квалифицированной медицинской помощи детям, воспитывающимся в семейных детских домах (приемных семьях), организуют им два раза в год углубленное бесплатное обследование здоровья, систематическое диспансерное наблюдение и оздоровление, осуществляют по показаниям выделение путевок в санатории имеющим отклонения в состоянии здоровья. 8. Помещение детей в семейный детский дом (приемную семью) не влечет за собой возникновения между родителями-воспитателями и детьми алиментных, наследственных и других правоотношений, вытекающих из брачно-семейного законодательства Кыргызской Республики. II. Определение детей на воспитание в семейный детский дом (приемную семью) и их правовое положение 9. Определяя ребенка в семейный детский дом (приемную семью), органы опеки и попечительства и Детский фонд руководствуются, прежде всего, интересами ребенка. Дети, достигшие 10-летнего возраста, направляются в семью только с их согласия. 10. В семейные детские дома (приемные семьи) направляются преимущественно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то есть дети: — родители которых лишены родительских прав; — родители которых признаны в установленном порядке недееспособными или безвестно отсутствующими; — родители которых осуждены; — воспитывающиеся в детских интернатных учреждениях, расположенных в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями. 11. По желанию родителей-воспитателей возможна передача им на воспитание детей с ослабленным здоровьем, больных детей, детей с недостатками умственного и физического развития. Не рекомендуется направлять в семейные детские дома детей с глубокими органическими поражениями центральной нервной системы, с тяжелыми врожденными пороками развития, не поддающимися медицинской коррекции, со злокачественными новообразованиями. 12. Дети, находящиеся в родстве, должны помещаться в одну семью (за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе). 13. На каждого ребенка, направляемого в семейный детский дом (приемную семью), администрация детских домов, детских интернатных учреждений, приемника-распределителя или отделы образования районов, городов готовят следующие документы: — свидетельство о рождении; — медицинскую справку о состоянии здоровья или выписку из истории развития ребенка или истории новорожденного, справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае направления ребенка из родильного дома); — документ об образовании; — документы о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); — справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; — опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; — документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетними; — копию решения суда о взыскании алиментов; — документы, подтверждающие право на получение пособия или социальной пенсии. 14. При передаче детей в семейный детский дом (приемную семью) за ними сохраняется право на имевшуюся у них жилую площадь и принадлежащее им имущество. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью. За передаваемыми в приемную семью детьми сохраняются ранее назначенные или полагающиеся им по закону алименты и пенсии, которые перечисляются на лицевые счета, открытые в банке на имя детей. Семейные детские дома не имеют права на получение единого ежемесячного пособия малоимущим семьям и гражданам. 15. Приемные дети находятся на полном государственном обеспечении в семейном детском доме до трудоустройства или окончания среднего профессионально-технического училища, высших и средних специальных заведений, но не менее чем до 18 лет. При поступлении они пользуются льготой внеконкурсного приема. 16. По достижении воспитанниками семейного детского дома 18- летнего возраста они обеспечиваются жилой площадью в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. 17. В целях поддержки семейных детских домов государство предоставляет целевые бюджетные ссуды под бизнес-проекты при условии создания рабочих мест для детей. Получаемая прибыль идет на развитие семейных детских домов, обучение и содержание детей. III. Родители-воспитатели, их права и обязанности 18. При отборе родителей-воспитателей должны быть приняты во внимание личные качества кандидатов в родители-воспитатели, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. При этом предпочтение отдается семьям или одиноким гражданам, имеющим опыт воспитания детей, являющимся усыновителями или опекунами, добросовестно выполняющим свои обязанности. 19. Родителями-воспитателями не могут быть граждане, лишенные родительских прав, а также признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. 20. После отбора кандидата должны пройти специальный курс подготовки родителей-воспитателей при Министерстве образования, науки и культуры Кыргызской Республики. 21. Родители-воспитатели обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, обучении, готовить их к общественно-полезному труду, нести за них ответственность перед обществом и законом. 22. Родители-воспитатели являются законными представителями воспитанников и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе и судебных, без особого на то полномочия. Права родителей-воспитателей должны способствовать контактам ребенка с родными родителями и воссоединению с ними в случае восстановления их в родительских правах. Порядок общения определяется органами опеки и попечительства. 24. В случае недобросовестного выполнения родителями-воспитателями своих обязанностей, неблагоприятных для воспитанников изменений семейно-бытовых условий родители-воспитатели решением местной государственной администрации по согласованию с республиканской комиссией по отбору родителей-воспитателей отстраняются от воспитания детей. Дети передаются в другой семейный детский дом или государственное детское учреждение, а родители-воспитатели лишаются предоставленного им жилья и возвращаются на ранее занимаемую или равноценную жилплощадь. Все возникшие имущественные и финансовые вопросы решаются в этом случае местной государственной администрацией, а при возникновении спора — в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. 25. Родители-воспитатели вправе помещать детей в детские дошкольные учреждения на общих основаниях. 26. Родителям-воспитателям, не имеющим необходимого жилого помещения для организации семейного детского дома (приемной семьи), оно предоставляется по установленным законом нормам (с учетом родных детей). 27. Родители-воспитатели имеют право на пенсию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При этом время, связанное с воспитанием детей в семейном детском доме (приемной семье), включается в общий трудовой стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет. 28. По окончании срока договора о воспитании, но не ранее чем через 10 лет с момента его заключения, родители-воспитатели имеют право в соответствии с законодательством Кыргызской Республики приватизировать жилое помещение, предоставленное семейному детскому дому, при условии, что воспитанники будут обеспечены жилой площадью. IV. Финансирование семейного детского дома (приемной семьи) 29. Материальное обеспечение и финансирование содержания приемных детей в семейных детских домах осуществляется за счет средств местных бюджетов. Смета расходов на содержание воспитанников семейного детского дома составляется по нормам, установленным для государственных образовательных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом инфляции на прогнозируемый период. Средства на коммунальные услуги, электроэнергию, абонентную плату за телефон выделяются по нормам и тарифам, действующим на данной местности. 30. Воспитанникам семейного детского дома (приемной семьи) после окончания школы, профтехучилища, высшего или среднего специального учебного заведения при их трудоустройстве выделяются единовременные средства в размерах, предусмотренных детям-сиротам, воспитывающимся в государственных детских учреждениях. 31. Родителям-воспитателям семейных детских домов выплачивается ежемесячная заработная плата по тарификации учителей из расчета 2,5 ставки на каждого из родителей-воспитателей. За каждого ребенка, взятого на воспитание сверх 5 человек, а также за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, и ребенка с недостатками в физическом или умственном развитии выплачивается дополнительно 25 процентов от ставки родителя-воспитателя одному из родителей-воспитателей. Родителям-воспитателям предоставляется не менее чем трехнедельный отпуск в летнее время. 32. Средства, предусмотренные в пункте 29 настоящего Положения, перечисляются ежемесячно в согласованных размерах на лицевые счета родителей-воспитателей, открытые в банках, или выдаются на руки родителям-воспитателям. 33. Родители-воспитатели ведут учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляются ежегодно в органы опеки и попечительства отделов образования районов и городов без учета разделения детей на родных и приемных согласно приложению 2. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат и используются в следующем году на те же цели и нужды детей. 34. Семейный детский дом для приобретения продуктов питания, одежды, мебели, мягкого инвентаря, предметов личной гигиены, хозяйственных товаров, игрушек прикрепляется решением местной государственной администрации непосредственно к базам, снабжающим учреждения образования. Родители-воспитатели осуществляют покупку перечислением или за наличный расчет. 35. Районная государственная администрация и Федерация профсоюзов Кыргызстана организуют не менее чем трехнедельный одновременный бесплатный отдых детей в санаториях, оздоровительных лагерях, домах отдыха в порядке обеспечения отпуска родителей-воспитателей отдельно от детей. 36. В соответствии с местными условиями семейному детскому дому предоставляется удобный и близко расположенный земельный участок для сада, огорода, летнего отдыха в размерах, учитывающих число членов семьи, а также выделяется беспроцентная ссуда под развитие подсобного хозяйства. Местные органы власти оказывают содействие приемной семье в развитии подсобного хозяйства. 37. Размер пособий и общих расходов на содержание семейного детского дома должен ежегодно пересматриваться в соответствии с индексацией доходов населения и изменением уровня жизни, а также включать в себя все виды компенсации. 38. Возникающие вопросы материального и жилищного обеспечения, не оговоренные настоящим Положением, рассматриваются и решаются местной государственной администрацией по представлению Детского фонда, органов опеки и попечительства, Ассоциации семей, воспитывающих приемных детей. Приложение 1 ДОГОВОР на взаимодействие органа образования и семейного детского дома (приемной семьи) город, район ________________ «___» _____________ 199__ г. Орган образования _________________________________ района, в лице начальника органа образования _________________________________________ действующего на основании решения государственной администрации ______ ______________ района N _____________ от ____________________, с одной стороны, и гр. _______________________________________________________, именуемые в дальнейшем «Воспитатели», с другой стороны, руководствуясь Положением о семейных детских домах (приемных семьях), заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. Орган образования организует деятельность семейного детского дома и создает необходимые условия для ее осуществления. 1.2. Воспитатели принимают на себя обязанность содержания, обучения и воспитания детей, лишенных попечения родителей, за государственный счет. 2. Права и обязанности воспитателей 2.1. Воспитатели обязуются: 2.1.1. Обеспечивать содержание детей согласно установленной смете. 2.1.2. Обеспечивать воспитание, развитие, обучение и сохранение здоровья каждого ребенка. 2.1.3. Нести ответственность за действия детей. 2.1.4. Предоставлять органу образования возможность контроля за содержанием детей. 2.1.5. Не позднее 15 января каждого года представлять отчет по статьям сметы о фактически израсходованных средствах и содержательный отчет о своей деятельности. 2.2. Воспитатели имеют право: 2.2.1. Самостоятельно планировать свою текущую деятельность, исходя из потребностей каждого ребенка и нужд семейного детского дома. 2.2.2. Повышать свою квалификацию за счет государственного бюджета, а также консультироваться по психолого-педагогическим вопросам. 2.2.3. Требовать от органа образования безусловного выполнения финансовой части договора. 3. Права и обязанности органа образования 3.1. Орган образования обязуется: 3.1.1. Обеспечить финансирование семейного детского дома в установленные настоящим договором сроки. 3.1.2. Предоставить жилое помещение для содержания детей. 3.1.3. Предоставить услуги экономистов для составления годовой сметы семейного детского дома и обеспечить финансирование согласно смете. 3.1.4. Оказывать методическую помощь в воспитании детей, консультировать воспитателей по психолого-педагогическим вопросам. 3.1.5. Предоставить возможность повышения квалификации воспитателей. 3.2. Орган образования имеет право: 3.2.1. Осуществлять контроль за деятельностью семейного детского дома, за бытовыми условиями и содержанием детей, их воспитанием и обучением. 3.2.2. Требовать отчета от воспитателей о расходах денежных средств, выделенных государством на содержание детей. 3.2.3. Контролировать проведение воспитательного процесса путем проверки выполнения личностных планов детей. 4. Расторжение и пролонгация договора 4.1. Настоящий договор может быть продлен по соглашению сторон. 4.2. При отсутствии заявления о прекращении или изменении договора до окончания срока он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором. При продлении договора его условия могут быть изменены по соглашению сторон. 4.3. Настоящий договор может быть досрочно расторгнут в случае нарушения условия договора одной из сторон. 4.4. Заявление о прекращении настоящего договора, его изменении или продлении подается в государственную администрацию не позже чем за 3 месяца до окончания срока настоящего договора. 5. Ответственность сторон 5.1. В случае неполного или несвоевременного финансирования орган образования выплачивает 0,1% от недоплаченной суммы за каждый просроченный день. 5.2. В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к детям семейный детский дом расформировывается. 6. Прочие условия 6.1. Органом образования разрабатываются сметы расходов на содержание воспитанников детских семейных домов по действующим нормам для государственных образовательных интернатных учреждений для детей сирот и представляются в Минфин Кыргызской Республики в сроки, установленные при разработке бюджета на очередной период. 6.2. Средства на содержание семейного детского дома выделяются ежемесячно на месяц вперед не позднее 5 числа каждого месяца. 6.3. Ежемесячная заработная плата воспитателей рассчитывается согласно Положению о детских семейных домах (приемных семьях) и выплачивается в установленном порядке. 6.4. Дефицит бюджета органом образования не покрывается, сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. 6.5. Орган образования обеспечивает не менее чем трехнедельный отпуск воспитателям путем одновременного предоставления бесплатных путевок для детей на летнее время в детские оздоровительные лагеря и санатории. 6.6. Методическая помощь воспитателям оказывается в виде консультаций и услуг специалистов, а также при составлении программы личностного развития детей. 7. Юридические адреса сторон 7.1. Орган образования ___________________________________________ 7.2. Воспитатели _________________________________________________ Начальник органа Родители-воспитатели образования района семейного детского дома Главный бухгалтер М.П. Приложение 2 ОБРАЗЕЦ ежегодного финансового отчета родителей-воспитателей семейного детского дома ———————————————————————— N| Статья расходов |Одобрено|Фактически затрачено|Остаток|Примечание -|——————-|———|———————|——-|———— 1|Питание | | | | 2|Одежда | | | | 3|Оборудование | | | | 4|Инвентарь | | | | 5|Медикаменты | | | | 6|Канцтовары | | | | 7|Хозрасходы | | | | 8|Услуги | | | | 9|Ремонт | | | | -|——————-|———|———————|——-|———— |Всего | | | | ———————————————————————— Родитель-воспитатель семейного детского дома __________________ подпись

Социальная и правовая помощь выпускникам

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

Список специалистов, с которым выпускнику придется общаться, довольно велик, но без помощи не обойтись. Вот только основные из них.

Отдел опеки — оказывает помощь при решении жизненных проблем.

Служба занятости населения, комиссия по делам несовершеннолетних — помогают при устройстве на работу.

Управление социальной защиты населения — курирует получение и назначение пенсий, занимается другими вопросами социального обеспечения.

Отдел учета и распределения жилой площади — жилищные вопросы (по закону выпускник детского дома имеет право без очереди единовременно получить государственную жилую площадь при отсутствии наследуемой).

Народный суд — консультация по гражданским, уголовным делам, судебный исполнитель.

Нотариальная контора (ближайшая или любая муниципальная) — подтверждение правильности оформления любых документов.

Юридическая консультация — консультирование по юридическим вопросам.

ЗАГС — регистрация актов, запросы архивных данных (родители, родственники, место рождения и пр.).

Местная администрация — все вопросы, касающиеся социальной защиты выпускников.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника — подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов — это дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).
Органы занятости обязаны:

  • принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
  • провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
  • при необходимости направить на БЕСПЛАТНОЕ обучение с целью получения определенной профессии;
  • зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы;
    после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
  • направлять на общественные и временные работы;
  • предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание. Для этого мы готовы представить некоторые практические советы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВСТРЕЧИ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

К встрече с работодателем надо тщательно готовиться внутренне и внешне.

Очень важно прибыть на собеседование вовремя. Необходимо подумать, каким транспортом ехать, сколько на это потребуется времени (с учетом времени суток и возможных перерывов в движении транспорта). Лучше приехать чуть раньше и погулять на свежем воздухе — это поможет сосредоточиться и окончательно подготовиться к разговору. Но входить в кабинет раньше назначенного времени не стоит. Работодатель может быть занят — не стоит мешать ему.

В дверь кабинета нужно постучать точно в назначенное время. Возможно, для этого придется предпринять пробную поездку, чтобы оценить время, которое надо затратить на дорогу.

При встрече надо иметь документы: паспорт, аттестат, диплом, трудовую книжку, а также ручку, записную книжку.

Не стоит приходить на собеседование в состоянии усталости или стресса. Заранее невозможно предугадать, с каким человеком придется разговаривать. Ориентироваться следует на благожелательного работника, заинтересованного в подборе хорошего специалиста. Ваша задача — убедить своим поведением, что вы являетесь именно таким хорошим специалистом.

Поздоровавшись, не стоит без приглашения торопливо садиться на стул. Желательно составить первое впечатление о собеседнике. Если был предварительный разговор с работодателем по телефону, то необходимо напомнить ему об этом. Держаться нужно свободно, но не развязно. Не позволяйте себе курить, развалившись сидеть на стуле и т. п.

Лучше подождать, пока вас будут готовы выслушать или начнут разговор. Всегда внимательно выслушивайте собеседника, не стоит прерывать его ни под каким предлогом.

Взгляд на собеседника должен быть открытым, доброжелательным, выражающим интерес и понимание. Упорный, пристальный взгляд смущает его, мешает сосредоточиться. Такая манера смотреть часто воспринимается как вмешательство в личные переживания, бесцеремонность, желание соперничать. Если же собеседник не смотрит в глаза партнеру, избегает его взгляда, это тоже производит неблагоприятное впечатление. Но такой взгляд может выражать и застенчивость, неуверенность в себе. Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. Как показывают исследования, лучше не задерживать взгляд дольше 10 секунд. Правильный зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление. Собеседники смотрят друг на друга, как правило, в важных для каждого «местах» разговора.

Говорить нужно ясно, кратко, избегая длинных объяснений. Важно избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет». Желательно повторять в ходе беседы основные мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Не стоит повторять свои собственные слова и мысли, навязывать собеседнику свое мнение, неуместные или непродуманные предложения. Это не поможет созданию у собеседника хорошего впечатления о соискателе работы. Желательно выражаться оптимистично, уверенно. И вообще, надо быть уверенным в себе (хотя бы внешне). Ответы на вопросы работодателя — убедительные, правдивые, уверенные — помогут ему понять, что перед ним именно тот человек, которого он ищет.

Необходимо позаботиться о внешнем виде. Все знают пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Однако следует руководствоваться следующими советами:

  • внешний вид должен соответствовать той работе, на которую соискатель претендует;
  • необходимо избегать сверхмодных вещей, особенно если они не гармонируют с другими элементами туалета;
  • девушкам не стоит надевать очень короткую юбку или приходить в спортивном костюме;
  • косметику или макияж лучше использовать умеренно, чтобы не выглядеть вульгарно;
  • обувь должна быть начищенной, не стоптанной, не стоит надевать туфли, которые тесны, даже если они новые;
  • девушкам лучше выбрать туфли на среднем каблуке;
  • следует обратить внимание на прическу.

Предпочтительно использовать деловой или классический стиль. Это может быть скромный, но сшитый со вкусом, чистый и отглаженный повседневный костюм, позволяющий чувствовать себя естественно и непринужденно.

Важно занять правильную позицию во время деловых разговоров. В современной психологии выделены три позиции поведения, которые могут занимать собеседники во время переговоров:

  • позиция одного из собеседников является приниженной и просительной. Она названа «подставка снизу» и означает, что он ставит себя ниже своего партнера;
  • позиция в беседе может быть надменной, покровительственной, когда партнер по беседе осуществляет нажим на собеседника, т.е. занимает позицию силы, навязывая ему свое мнение, принижая его. Такая позиция получила название «подставка сверху»;
  • собеседники не впадают ни в позицию униженного просителя, ни в другую крайность. Эта позиция получила название «подставка рядом» и она помогает достигнуть взаимопонимания собеседниками.

Необходимо помнить: чем короче предстоящая деловая беседа, тем тщательнее стоит к ней готовиться. Нужно заранее отработать ответы на наиболее вероятные вопросы, продумать аргументы и даже формулировки. Желательно изучить организацию, в которую соискатель обращается по поводу трудоустройства: виды производимой продукции, климат в коллективе и т. п. Эту информацию можно получить и в органах труда и занятости, и в самой организации.

Надо быть готовым к анкетированию или тестированию. Цель анкетирования — получить достаточно полную информацию об образовании, квалификации, семейном положении соискателя для осуществления предварительного отбора кандидатов. Цель тестирования — выявить профессиональную пригодность, деловые и личностные качества, психологические особенности соискателя и т. п. Тестирование надо рассматривать как нормальное явление, которое помогает руководству подобрать на вакантное место нужного работника из числа претендентов, а соискателю — избежать работы, с которой он не справится, принеся неприятности и себе, и делу.

Собеседование — запланированный разговор, который имеет определенную цель, поэтому его ход можно спрогнозировать.

Заранее попробуйте разыграть диалог с работодателем, постарайтесь грамотно и четко сформулировать ответы на возможные вопросы: какое у Вас образование, почему Вас интересует именно эта должность, где Вы работали раньше, какие профессиональные навыки имеете, хорошо ли ладите с другими людьми, каковы Ваши увлечения и наклонности.

Соискатель должен продумать вопросы, ответы на которые он хочет услышать от работодателя. Самые важные это: режим работы, условия труда, перечень должностных обязанностей, размер, форма и график выплаты заработной платы, социальные гарантии, предоставляемые предприятием (оформление трудовой книжки, отпуск, медицинская страховка, выплаты в пенсионный фонд).

СОВЕТЫ ЮРИСТА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

1. Если ребенок достиг необходимого возраста, по общему правилу — 16 лет, (если не учится — 15 лет), или хочет учиться и работать, и с согласия попечителя (опекуна) и органа опеки и попечительства принял решение трудоустроиться, то он должен до заключения трудового договора представить документы, необходимые для приема на работу:
— паспорт;
— документ об образовании (если он необходим для выполнения этой работы);
— пенсионное страховое свидетельство (если он есть);
— справку о состоянии здоровья. Медицинский осмотр соискатель обязан пройти, иначе работодатель имеет право отказать в работе;
— справку о том, что соискатель являетесь учащимся (если ребенок еще учится).
2. После представления необходимых документов, работодатель обязан заключить с несовершеннолетним трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах — второй экземпляр выдается работнику на руки.

Получив трудовой договор на руки, внимательно прочитайте его условия!

В содержании трудового договора с несовершеннолетним выпускником детского дома (сиротой) должны быть закреплены следующие условия:
— при приеме на работу не устанавливается испытательный срок;
— должно быть установлено сокращенное рабочее время: от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю; от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю. А если ребенок учится, то на половину меньше — т.е. или 12 часов, или 18 часов;
— ежегодный очередной оплачиваемый отпуск составляет 31 календарный день;
— Если ребенок совмещает работу с обучением в вечерней школе, училище, колледже или в ВУЗе, то ему предоставляется право на оплачиваемые дополнительные учебные отпуска для сдачи экзаменов, а при обучении в вечерней школе — сокращенная рабочая неделя или сокращенный рабочий день;
— несовершеннолетнего не могут принять на подземные работы, работы с вредными и опасными условиями труда. А также работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах; производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, изделиями наркотического и токсического направления), а также, если она связана с переноской и передвижением тяжестей, превышающим предельные нормы;
— несовершеннолетнего не могут направлять в командировки; привлекать к сверхурочным работам; к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме творческих работ, работ в области искусства, спорта и кино);
— не могут заключать договоры о полной материальной ответственности;
— оформлять трудовые договоры по совместительству;
— работодатель по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор только с согласия государственной инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних (кроме случая ликвидации предприятия).
— Работодатель не имеет право не предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, отозвать из отпуска и заменить отпуск денежной компенсацией.
— Должностные лица, виновные в нарушении условий трудового договора (контракта), регулирующими их отношения с гражданами из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Как работник несовершеннолетний обязан:

1. При приеме на работу пройти предварительное медицинское освидетельствование при заключении трудового договора;
2. Выполнять обязанности, определяемые трудовым договором;
3. Ежегодно проходить медицинский осмотр (за счет средств работодателя);
4. Соблюдать трудовую дисциплину и правила техники безопасности и охраны труда.

Материалы для статьи предоставлены Г. В. Семья, Н. П. Слугиной (проект «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве», 2006 г.)

Источник: https://velereya.ru/polozhenie-o-dome-semejnogo-tipa/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
ЮРИСТ ВЯЗЕМЫ